Мудрость природы

Чтобы понять древний даосский путь любви, мы должны сначала получить некоторое представление о дао — том источнике, из которого вытекает дао любви. Это философия, верно служившая китайцам и усиливавшая их внутреннюю потенцию с помощью рецептов благоразумия и точного выбора времени. В старину говорили, что если «конфуцианство — верхняя одежда китайца, то даосизм — его душа». Своей долговечностью эта цивилизация явно обязана собственным поучениям, в поэтической форме проповедовавшим терпение И гармонию: Дао само по себе — мудрость природы, рожденная много тысяч лет назад. Никто не знает точно когда, однако в VI веке до нашей эры Лаоцзы собрал ее основные правила в книге, названной им «Даодэцзин». Она состоит из немногим более 5000 слов, что делает ее, видимо, самой короткой из мировых книг мудрости. Она переведена на многие языки — только на английском вышло более тридцати изданий. Каждый переводчик понимал и интерпретировал слова «Даодэцзин» по-своему, однако в основе даосской философии лежит уверенность в том, что энергия и количество движений являются источниками всей жизни. В универсальной системе вещей мы, люди,— крошечные, незначительные и легко уязвимые существа. Если мы не находимся в гармонии с этим источником — бесконечной силой природы,— мы не можем надеяться на долгую жизнь. Таков важнейший принцип «Даодэцзин». Бесконечная сила природы — это дао.
Философия дао — терпение. Для следования дао необходимо подлинно расслабиться и стать естественным, чтобы присоединиться к этой бесконечной силе. Дао любви развилось из такой естественной философии предусмотрительности, сохранения энергии и гибкости.
Даосизм всегда представлял интерес для философов Запада, но ученые и врачи обратились к нему сравнительно недавно. В 1929 году психиатр К. Г. Юнг написал введение к книге по даосизму, а в собрание работ включил эссе о дао. Он пишет: «Так как объекты внутреннего мира влияют на нас более сильно из-за их неосознанности, необходимо каждому, кто пытается развить внутреннюю культуру, постараться понять, что скрывается за этим влиянием. Только так он приспособится и защитится от невидимого. Никакое приспособление невозможно без уступок обоим мирам».
Возможное и необходимое следует из требований внутреннего и внешнего мира, точнее, из конфликта между ними. К сожалению, мы и наш западный ум, не владея никакой культурой в этом отношении, не выработали не только понятия, но даже термина для обозначения «единения противоположностей посредством среднего пути» — важнейшей концепции внутреннего опыта, которую можно с известной осторожностью сопоставить с китайской концепцией дао.
Юнг описывает далее свои психиатрические приемы с позиции соответствия китайским Целям и методам. И даосы, и Юнг искали путь к гармоническому образу жизни, и важнейшей его частью является дао любви.

Я должен был вскоре уйти на войну, и мы провели более двух месяцев в старом курортном городке Цзуньи (теперь это известный исторический город, так как председатель Мао сделал его своей временной штаб-квартирой в годы Великого похода). Это древний окруженный стеной город, расположенный на плато. Летом там исключительно прелестная погода: умеренно жарко и солнце сверкает почти каждый день; обычно перед рассветом идет небольшой дождь, так что воздух всегда чист и свеж. Благодаря такой идеальной погоде любые продукты питания там в изобилии.