Некоторые запутанные понятия

В соответствии с дао единственный случай, когда занятия любовью могут повредить женщине независимо от возраста — это если ее партнер неопытен и постоянно оставляет ее неудовлетворенной. Вот почему дао любви отмечает женское удовлетворение как один из кардинальных принципов, но настойчиво предостерегает, что мужчина рискует, если женщина все время призывает его эякулировать. Наиболее важная часть теории — контроль эякуляции — разработана в попытке согласовать удовлетворение женщины и благополучие мужчины.
Мы можем только догадываться, откуда появилось мнение, что женщина — худший враг мужчины; вероятно, оно пришло из первой книги по дао любви «Канона Чистой девы». В ней Су Нюй пользуется термином «враг», когда отмечает, что мужчина должен беречь свой цзин. «Если мужчина сталкивается с врагом, то должен смотреть на него как на черепицу или камень, а себя считать столь же драгоценным, как золото или нефрит. Как только он почувствует, что теряет контроль над своим цзин, то должен тотчас извлечь нефритовый жезл. Заниматься любовью с женщиной — то же самое, что кататься на галопирующей лошади с гнилыми поводьями, или столь же опасно, как строить стену на краю глубокой ямы, наполненной шипами. Однако, если мужчина умеет сохранить цзин, он в полной безопасности с женщиной».
Эго живописное и убедительное предостережение юноше, но именно с него начались дебаты по вопросу о том, что имела в виду Су Нюй, когда говорила о «враге». Мое мнение таково, что ее слова вырваны из контекста, а мысль искажена. В ее намерения не входило осудить женщину как «врага», но скорее поощрить мужчин сохранять цзин. Она использует различные типы метафор и сравнений — лошадь, золото, нефрит, яма с шипами и т. д., как и слово «враг». Позднее многие писатели обращались к этому отрывку, чтобы доказать собственную точку зрения на ж^щин, и исказили его значение. Маловероятно, что Су Нюй была столь нелояльна к своему полу.
Еще одно запутанное понятие, появившееся возле дао любви и ставшее даже более широко распространенным, состоит в том, чтобы заниматься любовью со столькими женщинами, сколько возможно за ночь. Многие авторы потом это особенно рекомендовали. Подобное могло быть унаследовано от древнего полигамного общества китайцев. Если принять и то, что мужчина, знавший дао любви, вполне способен удовлетворить довольно много женщин за ночь, то почему бы не заниматься любовью с целым гаремом?
Ни одна из трех женщин-советниц Хуанди не рекомендовала ему заниматься любовью со многими партнершами в течение ночи. По крайней мере, ни в одном из дошедших до нас диалогов подобного совета нет. Только мужчина-советник Пэн Цзу предложил такое.
Начиная с династии Суй положение женщины в Китае продолжало ухудшаться. Во время династии Тан, например, даосизм как философия стал очень популярен, а с ним и дао любви. Сразу после этого периода, однако, ввели разрушительный обычай бинтования женских ног: женщины стали игрушками-безделушками для мужчин, которые можно использовать и выбросить. В результате дао любви было окончательно искажено и получило другие названия,— все они отражали новый акцент, отличный от первоначального дао любви: камерная техника, дао общения, общение, метод любви, борьба во внутренней камере, борьба инь и ян. Возникшая непосредственно из даосской философии идея гармонии и взаимной пользы была утрачена, любовь стала полем боя, именно поэтому некоторые западные ученые так же, как Ван Гулик, ввели в дао элемент вампиризма. И мы можем понять почему. Исследование авторов того периода, писавших о дао любви, могло дать подобное впечатление. Чжун Хоцзу, например, исказил оригинальное понятие раннего дао любви — гармонии инь и ян — для того, чтобы провести свою точку зрения «битвы полов». И до тех пор, пока выдающийся английский ученый Джозеф Ни-дэм не исследовал ранний даосизм и не сделал свои, более правильные выводы, Ван Гулик не зменил точку зрения.

Я должен был вскоре уйти на войну, и мы провели более двух месяцев в старом курортном городке Цзуньи (теперь это известный исторический город, так как председатель Мао сделал его своей временной штаб-квартирой в годы Великого похода). Это древний окруженный стеной город, расположенный на плато. Летом там исключительно прелестная погода: умеренно жарко и солнце сверкает почти каждый день; обычно перед рассветом идет небольшой дождь, так что воздух всегда чист и свеж. Благодаря такой идеальной погоде любые продукты питания там в изобилии.